Фольклорный ансамбль

Ссылка на программу

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Фольклорный ансамбль»

«Фольклорный  ансамбль»   является частью дополнительной общеобразовательной программы в оласти музыкального искусства «Музыкальный фольклор».

 Программа направлена:

 — на создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

 — на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области ансамблевого пения;

 -приобретение детьми опыта творческой деятельности. 

Тема 1. Курская песенная традиция.

            В курской песенной традиции ведущее положение занимают песни хороводно-плясового и свадебного жанров. Поэтому в работу рекомендуется взять 2-3 примера, состоящих из  танков и карагодов, 1-2 свадебные песни, в основе которых лежат ангемитонные лады. При работе над танками важно использовать местные хореографические композиции танков ( «воротца», «кривой танок», «рукав», с поясами, линиями, круг и др.)  и карагодов ( Тимоня, Под мельницею, Чибатуха, «Журавля водить», «Тараторки»). 

Тема 2. Южнорусская песенная традиция.

            Поскольку участники ансамбля уже будут знакомы с песенно-танцевальными жанрами на примере курской народно-песенной традиции, являющейся составной частью южнорусской, то в этой теме желательно познакомить студентов с развитым многоголосием на примере лирических протяжных песен белгородское-воронежского пограничья. В работу можно взять также 1-2 примера свадебной лирики, романс, балладу. 

Тема 3. Казачьи традиции.

            Являются своеобразной разновидностью южнорусского песенного стиля. Ведущими жанрами, определяющими традицию, являются исторические, воинские лирические и походные песни с участием «дишканта». Яркой особенность стиля стали былинные песни, распетые ансамблем. При составлении репертуара желательно учитывать жанровый состав песен, определяющих традицию.

Тема 4. Западнорусская песенная традиция.

            Развитая сеть календарных песен, основанных на малообъемных ладах с гуканиями в середине и конце песенной строфы, должны стать основой репертуара по данной теме. Наиболее ярко эти черты проявляются в Брянскихи Смоленских  песнях.

ПЕДАГОГИ

Барышникова Н. В.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение в предмет.

1.        Строение голосового и дыхательного аппаратов; профилактика и охрана голоса.

2.        Певческое дыхание.

3.        Народная манера пения.

4.        Основные певческие навыки.

5.        Работа над репертуаром.

6.        Роль мимики и жестов в раскрытии содержания и характера исполняемого произведения.

Тема 1. «Ранние жанры народно-песенного творчества»

            Работу припевания в ансамбле следует начинать на песнях небольшого диапазона. Поэтому лучше брать такие песенные жанры , как календарные и приуроченные к календарю, семейно-бытовые.

            При работе над песенным материалом необходимо учитывать тембры и диапазоны голосов, а также количественный состав ансамбля. Вначале в работу берутся несложные по вокально-техническим возможностям произведения. Основа – двух- голосная. Возможно использовать дублирование голосов для уравновешенности звучания в трио, если это необходимо. Главным всегда должно оставаться раскрытие содержания данного произведения.

Тема 2. «Поздние традиционные жанры»

Дальнейшая работа по укреплению и совершенствованию вокально-технических навыков обучающихся. Диапазон разучиваемых произведений значительно расширяется. Также усложняется ритмический и мелодический рисунок произведений. Работа над единым, широким дыханием. В работу берутся лирические песни, романсы, частушки.

Тема 3. «Обработки русских народных песен».

            Вокальная работа подчинена типическим особенностям народного исполнительства. В работу берутся обработки композиторов, работающих с песенным материалом различных певческих традиций. Поэтому педагогу необходимо познакомить обучающихся с вокальными и диалектными особенностями той или иной традиции.

            В работе допустимо использовать сделанные педагогом или обучающимся аранжировки взятых для разучивания произведений.

            Возможно изменение тональности, которое соответствовало бы диапазону голосов вокального ансамбля.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Целью является:

 — формирование основ вокальной техники;

 — приобщение детей к лучшим образцам народно-певческой музыки, развитию его творческих способностей;

  — воспитание вокальной культуры и эстетического вкуса.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

Результаты должны отражать:

  —  целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать   ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями);

    — осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации в народных хоровых и ансамблевых коллективах;

 — формирование навыков владения различными манерами пения.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Для проведения занятий с обучающимися  учебная аудитория для индивидуальных и ансамблевых  занятий должна быть оснащена фортепиано, аудио и видео магнитофоном. Площадь учебной аудитории составляет не менее 12 кв.м.

Группа Барышниковой Н. В. (артикул 21838)

Преподаватель: Барышникова Н. В.Возраст: от 9 до 13 летПлан приема: до 25 человек (все места свободны)Период обучения: 01.09.2021 — 31.05.2022 (36 часов)

Обучение оплачивается за счет бюджета.

Расписание занятий

  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
    • 12:15 — 13:40
  • пт
  • сб
  • вс