
Так как формирование разносторонне развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.
ПЕДАГОГИ
Богданов Виктор Кузьмич
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение.
Знакомимся с детьми. Узнаем, какое место шахматы занимают в мировой культуре. Изучаем на шахматной доске поля, линии, их обозначения. Учим шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции.
Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
2. Шахматы – спорт, наука, искусство. Изучаем краткую историю шахмат. Узнаем траекторию перемещения шахматных фигур. Узнаем, какая фигура куда ходит (ладья, слон, ферзь, король, конь и пешка) и кто как бьет. Что такое угроза, нападение, защита, двойной удар. Правила выполнения рокировки.
Практическая работа: упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
3. Правила игры.
Учим правила турнирного поведения. Как выполняется открытый и двойной шах. Что такое «шах», «мат», «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.
Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.
4. Первоначальные понятия. Учимся записывать партии. Узнаем относительную ценность фигур.
Практическая работа: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.
5. Тактика игры. Изучаем понятие о тактике и комбинации. Разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач («типа «Какая фигура ценнее?«)
6. Стратегия игры. Определяем стратегию в зависимости от цвета фигур. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.
7. Эндшпиль (заключительная часть партии). Изучаем простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.
Разыгрываем ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.
Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.
8. Дебют (начало шахматной партии). Изучаем задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Разбираем короткую и длинную рокировку. Изучаем, какая роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Изучаем правила поведения в соревнованиях.
Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партии.
9. Конкурсы решения задач, этюдов. Узнаем что такое логическая связка «если, то…», что такое открытая линия, что такое проходная пешка. Какие бывают пешечные слабости. Изучаем различные позиции короля., атаки на короля.
10. Сеансы одновременной игры. Проводим сеанс одновременной игры с последующим разбором партий с учащимися. Изучаем матование двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Изучаем патовые позиции. Учимся управлять качеством матования.
Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.
11.Соревнования. Выступления наиболее успешных учащихся с приглашением родителей учащихся для просмотра презентации успехов юных шахматистов. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).
12.Итоговое занятие. Подводим итоги года. Планы на следующий год.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
o познакомить с историей шахмат,
o дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
o привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
o научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,
o научить уважать соперника,
o развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,
o ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 70 часов по 2 часа в неделю. В объединение занимаются дети среднего и старшего школьного возраста. В объединение принимаются все желающие. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу. В первой группе совершенствования занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт. Во второй группе совершенствования занимаются учащиеся, уверенно владеющие тактическими приемами, умеющие выстраивать стратегические планы, знающие основные дебюты, имеющие опыт выступления в соревнованиях разного уровня и имеющие спортивный разряд по шахматам не ниже третьего.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия:
• личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
• метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Метапредметными результатами программы дополнительного образования по общеинтеллектуальному направлению «шахматы» – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
• Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
• Проговаривать последовательность действий.
• Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
• Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
• Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
2. Познавательные УУД:
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
• Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
• Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Предметные:
. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
• Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Специально оборудованный класс для обучения игры в шахматы
Современные демонстрационные доски
Учебно – наглядные пособия и программное обеспечение, спортивный инвентарь
Группа В. К. Богданова, 12-16 лет (артикул 5062)
Преподаватель: Богданов Виктор КузьмичВозраст: от 12 до 16 летПлан приема: от 3 до 30 человек (все места свободны)Год обучения: 2020 — 2021 учебный годПериод обучения: 01.09.2020 — 31.05.2021 (72 часа)
Обучение оплачивается за счет бюджета.
Расписание занятий
- пн
- вт
- ср
- чт
- пт
- сб
- 15:10 — 16:20
- вс