Клуб «Подросток»

Ссылка на программу

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности клуб «Подросток»

За последние десятилетия в России наблюдается тенденция увеличения подростков, имеющих отклонения в поведении. Это обусловлено обострением социально-политических, экономических, экологических, национальных и других противоречий, совокупность которых выражается в усилении проблемных состояний в отношении подростка и социума.

В настоящее время продолжает оставаться проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних. Наличие большого количества детей «группы риска» представляет угрозу для будущего страны.

Приоритетной задачей борьбы с социальной дезадаптацией детей и подростков является организация комплексной профилактической работы во всех основных сферах их жизнедеятельности.

Воспитание и перевоспитание трудных детей является одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе. Важнейшей задачей, стоящей на современном этапе в решении этой проблемы, является решение проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения детей.

К подросткам «группы риска» относят детей с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватным формам и требованиям ближайшего окружения: семьи, школы и т.д.

Во-первых, здесь складываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с кардинальной перестройки гормональных процессов и кончая изменением Я-концепций.

Во-вторых, существенное влияние оказывает неопределённость социального положения подростков. Подросток уже не ребёнок, он стремится к взрослости, устремлён в будущее, но во многом ещё остаётся ребёнком.

В-третьих, возникают многочисленные противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, ещё не сложились.

Программа поможет подростку найти себя, сформировать систему ценностей, моральных идеалов, развить творческий потенциал, лучше понимать себя, окружающих людей, найти своё место в обществе, приобрести навыки коммуникативного общения, справляться с внутренней агрессией и адоптироваться в социуме.

Ведущей идеей программы является социально-педагогическая и психологическая поддержка подростков в их развитии, становлении и социальной адаптации.

Программа разработана на основе принципа природосообразности: учёта возрастных, психологических, индивидуальных особенностей детей, принципа сотрудничества и ответственности педагогов, детей и родителей; принципа свободы выбора и самостоятельного решения детей.

В основе реализации программы заложены следующие виды деятельности детей: познавательная, творческая, оздоровительная, спортивная, трудовая, игровая.

В ходе реализации программы предусматриваются различные формы организации детей: тренинги, праздники, экскурсии, конкурсы, городские игры, викторины

ПЕДАГОГИ

Воронина Елена Васильевна

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Учимся строить отношения

Знакомство друг с другом. Установка правил взаимодействия в группе сверстников.

2. Общение в жизни человека

Первоначальное представление о значении общения в жизни человека. Знакомство с правилами проведения на занятиях.

3. Личность и индивидуальность

Формирование способности к самопознанию, самоанализу, рефлексии, способности принимать друг друга.

4. Самооценка, самонаблюдение, самоуважение

Формирование самоценности человеческого «Я», развитие навыков самоанализа и самооценки.

5. Уверенность в себе

Формирование понятий о сильной личности. Выработка навыков уверенного поведения. Формирование негативного отношения к проявлениям агрессии.

6. Здоровье

Здоровый образ жизни как ценность. Здоровье как необходимая база для достижения жизненных целей. Осознание зависимости здоровья от образа жизни и вредных привычек.

7. Человек и закон

Воспитание чувства ответственности за свои поступки, уважительное отношение к закону, гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

8. Свобода и ответственность

Формирование осознанного отношения к своим поступкам и понимания ответственности за свои действия.

9. Наркотики, психоактивные вещества

Формирование навыков сопротивления обстоятельствам, ограничивающим выбор. Изучение приемов отказа от предлагаемых наркотиков, табака, алкоголя.

10. Зависимость

Формирование осознания личной ответственности за свое поведение, здоровье и выбора жизненного пути. Профилактика вредных привычек; развитие стремления к сохранению здоровья; формирование навыков отказа от принятия психоактивных веществ; мотивация к сохранению здоровья.

11. Навыки уверенного поведения

Формирование знаний о способах поведения и признаках, характерных для уверенного в себе человека. Отработка некоторых навыков.

12. Я глазами других

Формирование у детей представлений о самих себе, повышение социально-психологической компетентности. Расширение представления о своих личностных качествах и качествах своих одноклассников. Развитие умения отстаивать свою точку зрения.

13. Субкультура «за» и «против«

Знакомство с понятием молодежной субкультуры, формирование представления о контркультурах как опасных для психического здоровья подростка явлениях в современном обществе.

14. Мое свободное время

Формировать навык правильно использовать своё свободное время. Определить, какое время можно назвать свободным; показать, как наполнить свободное время полезными делами.

15. Мои внутренние друзья и мои внутренние враги

Познакомить учащихся с эмоциями. Научить определять эмоциональное состояние других людей. Тренировать умение владеть своими эмоциями.

16. Подростковая культура

Формирование представлений о подростковой культуре, формальных и неформальных обществах подростков.

17. Я и будущее Активизация представлений о себе в будущем, осознание своих желаний, анализ возможных препятствий на пути к их исполнению, осознание своей социальной роли в будущем.

18. Мир моих увлечений

Расширение круга интересов учащихся, знакомство с занятиями и увлечениями детей вне школы. Воспитание в ребятах дружеских чувств, взаимопонимания, интереса друг к другу. Повышение авторитета в глазах сверстников.

19. Уголовный и административный кодекс

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Формирование представления об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних.

20. Стресс. Способы преодоления стресса

Знакомство подростков с понятием стресса, его стадиями, со способами его преодоления; формирование у подростков навыков преодоления стресса.

21. Права личности и уважение прав других

Определить сущность права как меры свободы и справедливости; познакомить учащихся с основными нормативными документами, где эта идея находит своё отражение. Воспитывать активную гражданскую позицию и ответственность, повышать правовую культуру.

22. Кто я? Какой я?

Формирование представлений об индивидуальных особенностях каждого человека, первоначальных представлений о «Я»–концепции как психологической категории.

23. Мой профессиональный выбор

Формирование представлений о профессиях. сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

24. Мы за экологию речи

Систематизация знаний о качествах «хорошей» речи.

25. Нужная ли агрессия

Формирования представления об агрессивном поведении. Выработка приемлемых способов разрядки гнева и агрессии.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: создание условий для развития, социальной адаптации подростков через организацию совместной познавательной, ценностно–ориентированной, творческой и коммуникативной деятельности.

Задачи:

1) создание условий для организованного досуга подростков;

2) расширение кругозора и развитие навыков общения, творческих способностей, физических навыков подростков через различные формы деятельности;

3) создание условий по пропаганде здорового образа жизни;

4) воспитание у подростков ответственности за своё поведение и принимаемые решения.

Решение задач программы предполагает реализацию нескольких направлений:

1. Деятельный. Участие детей в городских играх, викторинах, конкурсах, эстафетах, тематических сборах, направленных на создание организованного и полезного досуга подростков.

2. Воспитательный. Участие в акциях, мероприятиях, праздниках посвящённых пропаганде здорового образа жизни, привитию нравственных идеалов и качеств характера.

3. Образовательный. Образовательный блок программы предполагает участие детей в течение года в обучающей программе, где подростки научатся лучше понимать себя, основам эффективного общения, умениям решать конфликтные ситуации, основам здорового образа жизни и др., что поможет им в дальнейшей адаптации в социуме.

Форма и режим занятий.

Программа реализуется в течение учебного года, где организуется занятость подростков 11-15 лет (5-9 классы) во внеурочное время.

В течение года подростки занимаются по 3 часа в неделю, по графику, утвержденному администрацией учреждения.

Ребята участвуют в занятиях и беседах, подготовке и проведении акций, праздников, конкурсов, диспутов, викторин, игр; трудовых мероприятиях.

Так же дети участвуют в ГВП «Спасибо, Нет!», которая проходит один раз в месяц в Доме детского творчества.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

Личностные

самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося;

становление основ гражданской личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности;

развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

морально этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на них;

развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально положительном отношении обучающегося к образовательному процессу, развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха или не успеха в учении;

умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.

Метапредметные результатами изучения программы клуба «Подросток» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;

умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать средства её осуществления;

проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

Познавательные УУД:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

ставить и формулировать проблемы;

самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

Коммуникативные УУД:

ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию;

правильно задавать вопросы;

строить понятные для партнёра высказывания;

вести устный и письменный диалог; слушать собеседника.

индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.

Реализация данной программы через совместную деятельность послужит расширению кругозора и развитию навыков общения, творческих способностей, физических навыков подростков Различные формы деятельности привлекут внимание ребят, испытывающих сложности в социальной адаптации, что послужит созданию условий для организованного досуга данной категории подростков. Постановка ребят в ситуацию выбора и ситуацию-образец будет способствовать воспитанию у подростков ответственности.

Всё выше сказанное послужит созданию условий для развития, социальной адаптации подростков через организацию совместной познавательной, ценностно-ориентированной, творческой и коммуникативной деятельности детей и взрослых, что будет способствовать успешной реализации программы.

Группа Ворониной Е. В., 11-15 лет (артикул 3963)

Преподаватель: Воронина Елена ВасильевнаВозраст: от 11 до 15 летПлан приема: до 25 человек (все места свободны)Год обучения:  2020 — 2021 учебный годПериод обучения: 01.09.2020 — 31.05.2021 (102 часа)

Обучение оплачивается за счет бюджета.

Расписание занятий

  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
    • 14:00 — 16:20
  • вс