Юный художник

Ссылка на программу

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»

В кружке «Юный художник» занимаются дети младшего школьного возраста (1-4 кл.) 

Программа кружковых занятий направлена на развитие способностей и творческого потенциала детей, на формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, на развитие способности восприятия объектов и явлений природы, их эмоционального оценивания.

Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, способствует творческой самореализации личности.

Практическая деятельность детей направлена на отражение своего видения окружающего мира доступными для данного возраста художественными средствами. Для этого школьники исполняют различные художественные материалы и техники, знакомятся с пониманием их свойств и возможности для создания выразительного художественного образа.

ПЕДАГОГИ

Кравченко Александра Павловна

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа построена содержательными блоками, охватывающими как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получат не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениями о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.

Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.

По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, театры, обсуждают особенности исполнительного мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников, композиторов, артистов.

Важнейшим средством приобщения к художественной культуре являются художественные знания, умения и навыки. Яркие, красочные задания позволяют освоить многие художественные материалы (цветные карандаши,восковые мелки, фломастеры, акварель, гуашевые краски). В заданиях, наравне с индивидуальными формами работы, вводятся формы коллективной работы над общим панно. Коллективное творчество обучает ребят к сотрудничеству, умению договариваться, лучше понимать собственные намерения, создает общую атмосферу совместного игрового действия. Но главное – это радость результата, а также отсутсвие безуспешных работ.

«Времена года. Осень» (16 ч)

ТБ. Вводный урок. Беседа. (2 ч.)
«Волшебный пейзаж». Монотипия. (2 ч.)
«Листопад». Оттиск листьев на бумаге, картоне. (2 ч.)
«Ветка рябины».Рисование тычком, палочкой. (2 ч.)
«Превратим пятна в рисунок». Сливание красок на бумаге. Прорисовка контуров (2 ч.)
«Весёлые зонтики». Декоративное рисование (2 ч.)
«Коврик из осенних листьев». Обрывная аппликация (2 ч.)
«Осенний пейзаж». Смешанная техника. Коллективная работа. (2 ч.)

«Времена года. Зима» (16 ч)

«Снежинки». Рисунок клеем ПВА (2 ч.)

«Витраж». Окна терема Деде Мороза и Снегурочки (2 ч.)

«Зимний пейзаж». Рисунок красками. Смешивание красок (2 ч.)

«Узоры на окне». Фотокопия (рисование свечёй) (2 ч.)

«Зимний натюрморт» Проступающий рисунок. Восковые мелки и акварель (2 ч.)

«Рисуем рождество». Беседа (2 ч.)

«Новогодний карнавал». Коллективная работа ((2 ч.)

«Зимний пейзаж в графике». Штрих, контур. Графика (2 ч.)

«Три кита: Пейзаж, портрет, натюрморт» (20ч)

«Натюрморт с фруктами». Аппликация из бумаги. (2 ч.)

«Животные в зимнем лесу».Рисунок карандашом (2 ч.)

«Пейзаж» Обрывная аппликация. Наклеивание деталей. (2 ч.)

«Сказочная страна» Рисунок пластилином на основе.(2.ч)

«23 февраля». Беседа. Поздравительная открытка. (2 ч.)

«8 марта». Беседа. Поздравительная открытка. (2 ч.)

«Портрет друга». Графическая работа (2 ч.)

«Автопортрет». Живописная работа (2 ч.)

«Натюрморт с фруктами». Аппликация, моделирование из бумаги. (2 ч.)

«Тематический натюрморт». Смешанная техника (2 ч.)

«ДПИ – связь времен в искусстве» (16ч)

«Сказки Древней Руси». Беседа.

«Русская матрешка». ДПИ.

«Золотая Хохлома». ДПИ.

«Дымковская игрушка». ДПИ.

«Сказочная Гжель». ДПИ

«Весенние цветы». Аппликация. ДПИ

«Национальный костюм» Индивидуальная работа

«Праздник дружбы». Коллективная работа.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Цели программы:

· формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры,

· развитие художественно-творческой активности,

· овладение образным языком декоративно- прикладного искусства,

· привитие интереса к изобразительному искусству,

· развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения.

Задачи программы:

· ознакомление воспитанников с нетрадиционными техниками изображения, их применением,

· выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

· овладение воспитанниками нетрадиционными техниками рисования;

· использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности

· воспитанников.

· овладение учащимися элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества.

· закреплять и расширять знания, полученные на занятиях изобразительного искусства и способствовать их систематизации;

· знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

· раскрыть истоки народного творчества;

· формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

· приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах воспитанников, которые они должны преобразование в процессе освоения общеразвивающей программы кружка «Юный художник«:

· осознавать роль художественного искусства в жизни людей;

· эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;

· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

· высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.

· осознавать роль художественной культуры в жизни людей;

· эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;

· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

· обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах, работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)

· эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

· эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

· чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;

· любовь и уважение к Отечеству, его культуре;

· интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором, посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;

· интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;

· интерес к изучению шедевров искусства великих художников;

· осознание ответственности за выполненное художественное художественное произведение.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей воспитанников, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя;

· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

· учиться работать по предложенному руководителем плану определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя;

· самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

· составлять план решения учебной проблемы совместно с руководителем;

· работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

· в диалоге с руководителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

· находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;

· делать выводы в результате совместной работы класса и руководителя;

· преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.

· перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план последовательности работы над художественны произведением;

· пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;

· осуществлять анализ и синтез;

· устанавливать причинно-следственные связи;

· строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

· оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);

· понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;

· слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов, перенесенных на бумагу;

· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

· договариваться со сверстниками совместно с руководителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

· адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.

· высказывать и обосновывать свою точку зрения;

· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

· задавать вопросы, находить ответы.

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Костная система младшего воспитанника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Вот почему рекомендуется воспитанникам посещать кружки изо.

Главная задача этого периода – обеспечить развитие личности ребёнка. Источниками полноценного развития воспитанника выступают два вида деятельности. Во-первых, любой воспитанник развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит творческая деятельность, которая направлена на овладение воспитанником знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, воспитанник в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у воспитанника самостоятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Проблема развития способностей – одна из актуальнейших психологических и педагогических проблем, имеющих большое и теоретическое, и практическое значение

Способности – это индивидуально – психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам, и обнаруживаются в быстроте, глубине прочности овладения способами и приемами деятельности.

Творческие способности – это высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное.

Программа ориентирована на воспитанников 1-4 классов и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников в творческой деятельности.

1. Возрастные особенности младших воспитанников положительно влияющие на творчество:

– высокая эмоциональность

– развитое воображение

– высокий уровень проявления индивидуальности и активность в изобразительной

деятельности

– увлечённость процессом деятельности

2. Возрастные особенности младших воспитанников отрицательно влияющие на творчество:

– низкая направленность интереса на качество результата

– быстрая утомляемость от однообразной работы.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Материально-техническое обеспечение:

В таблице введены символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр ( один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в том числе используемые для постоянной экспозиции;

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Необх.

кол-во
Примечания
В

наличии

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)



1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Д
Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства


+
2.
Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010

Д

3
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя – М., Просвещение, 2010
Д


4
Авторская программа Б.М.Неменского «Изобразительное искусство», М., «Просвещение», 2012г.


Д

+
5.


Учебники по изобразительному искусству.


К
Ты изображаешь, украшаешь и строишь.1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А. Неменская: под ред.Б.М. Неменского-.М.: Просвещение, 2012

Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Е.И. Коротеева; под ред.Б. М. Неменского-М.: Просвещение, 2012 г.

Искусство вокруг нас: учеб.для 3 кл. нач. шк./Н.А. Горяева,Л.А.Неменская, А.С. Питерских; /под ред. Б. М. Неменского.-М.: Просвещение, 2012 г.

Каждый народ-художник: учебник для 4 класса четырёхлетней нач. школы./ под ред Б.М. Неменского.-М. :Просвещение, 2012 г.

6.


Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства)
Д
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы./ Под ред. Б.М.Неменского.

7.
Учебно-наглядные пособия


Ф

Д
Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4 – Ф

8.
Портреты русских и зарубежных художников
Д
Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях
часть
9.

Схемы по правилам
рисования предметов,
растений, деревьев, животных, птиц, человека
Д


часть
10.
Мультимедийные обучающие художественные программы
Д
эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).


часть

Технические средства обучения (ТСО)



11.
Компьютер


Д

+
12.
Видепроектор
Д

+
13.
Экран (на штативе или навесной)
Д

+

Экранно-звуковые пособия

14.

Презентации на CD /DVD дисках
Д
произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой
+

Учебно-практическое оборудование



15.
Краски гуашевые
К

+
16.
Бумага цветная
К

+
17.
Фломастеры
К

+
18.
Восковые мелки
К

+
19.
Пастель
Ф


20.
Сангина
К


21.
Уголь
К


22.
Кисти беличьи № 5, 10, 20
К

+
23.
Кисти щетина № 3, 10, 13
К

+
24.
Емкости для воды
К

+
25.
Стеки (набор)
К

+
26.
Пластилин / глина
К

+
27.
Клей
Ф

+
28.
Ножницы
К

+
29.
Муляжи фруктов (комплект)
Д

+
30.
Муляжи овощей (комплект)
Д

+

Группа И. Н. Гусарова 7-11 лет (артикул 2175)

Преподаватель: Гусарова Ионесса НиколаевнаВозраст: от 7 до 11 летПлан приема: до 25 человек (все места свободны)Год обучения:  2020 — 2021 учебный годПериод обучения: 01.09.2020 — 31.05.2021 (68 часов)

Обучение оплачивается за счет бюджета.

Расписание занятий

  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
    • 12:50 — 14:11
  • вс